• Научное обоснование
  • Взаимодействие витаминов и минералов
  • Области применения
  • Общая терапия
  • Акушерство и гинекология
  • Педиатрия
  • Эндокринология
  • Укажите, пожалуйста, вашу специальность:


    Применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад в аспекте подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

    Авторы: профессор, д.м.н. Дегтева Г.Н., доцент, д.м.н. Крылов И.А.
    Место проведения: ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

    Резюме

    Изучен уровень развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста до приема витаминно-минеральных комплексов АЛФАВИТ Детский сад и референтного средства[1] (далее референтный препарат «Х») на фоне и после курсового назначения тестируемых препаратов. Охарактеризованы познавательные процессы у детей через четыре месяца после курса витаминных препаратов. Проведен сравнительный анализ между группами детей, принимавшими разные витаминно-минеральные комплексы. Дана оценка динамики нервно-психического развития детей дошкольного возраста на фоне приема исследуемых поливитаминов. Выявлено влияние курсового приема тестируемых витаминно-минеральных комплексов на ЛОР-статус детей дошкольного возраста в зимне-весенний период. Дана характеристика профиля безопасности (переносимости) изучаемых комплексов при их длительном (курсовом) применении.

    Введение

    Несмотря на четко регламентированные санитарно-гигиенические нормативы питания детей в детских дошкольных учреждениях, вопросы качества питания, особенно в зимне-весенний период неизменно сохраняют свою актуальность. По некоторым данным, недостаток витаминов является постоянно действующим круглогодичным фактором [1]. Преобладание в рационе пищи, подвергнутой термической обработке, продуктов, изготовленных с помощью высоких технологий (продуктов длительного хранения, а также рафинированных, овощей и фруктов, выращенных в парниковых условиях) делают обеспечение детского организма витаминами, макро- и микроэлементами исключительно за счет продуктов питания нереальной задачей. Данная проблема становится ещё более актуальной у детей дошкольного возраста, когда для адекватного становления психо-физиологических функций ребенка необходимо достаточное потребление витаминов и микроэлементов, а алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии физических функций, но и интеллектуальных [3]. Все это диктует необходимость разумной коррекции витаминно-минерального статуса детей дошкольного возраста.

    Цель исследования

    Изучение влияния витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад и референтного препарата «Х» на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, состояние неврологического статуса и распространенность оториноларингологической патологии, а также определение профиля безопасности при длительном перманентном (курсовом) приеме исследуемых поливитаминных комплексов.

    Материалы и методы исследования

    Витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Детский сад (СГР № 77.99.23.3.У.3931.5.06 от 06.05.2006 г., производитель ЗАО АКВИОН, Россия), референтный препарат «Х».

    Клиническое исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении № 178 («Россияночка») города Архангельска. Продолжительность курса приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов составила 4 месяца. Витаминно-минеральные комплексы принимали 60 детей дошкольного возраста (5–6 лет), из которых 30 детей (основная группа) принимали АЛФАВИТ Детский сад и 30 детей (группа сравнения) принимали референтный препарат «Х».

    В ходе исследования использовались следующие методики:

    1. Психолого-педагогическое обследование по методике проф. Е.А. Стребелевой [4], позволяющее выявить основные параметры умственного, речевого развития ребенка, провести педагогическое обследование слуха у детей и включает в себя ряд субтестов:

    а). «Включение в ряд» – выявление уровня развития у ребенка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно – ориентировки на величину.

    б). «Лесенка» – выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

    в). «Дорисуй» – выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

    г). «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Счет», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок» – субтесты, отражающие уровень развития наглядно-образного мышления.

    «Счет» – выявление уровня развития количественных представлений, а также умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т. е. уровень развития элементов логического мышления.

    «Найди время года» – определение уровня сформированности представлений о временах года.

    «Серия сюжетных картинок» – выяснение способности понимать последовательность событий, изображенных на картинке.

    Методология оценивания

    Ребенок получал максимальную оценку – 4 балла – в случае принятия задания, понимания условий задачи и правильного его выполнения; 3 балла – если ребенок принимал и понимал задание, но не мог самостоятельно выполнить его сразу, обобщить, либо решить задачу или составить связный рассказ; 2 балла – ребенок принимал задание, но не понимал условия задачи; 1 балл – ребенок не понимал цель, в условиях обучения действовал неадекватно.

    2. Неврологическое обследование. Проведена сравнительная оценка динамики мышечной силы, двигательной активности, моторной ловкости, рефлексов, гиперкинезов, походки, осанки, вегетативных реакций на фоне длительного приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов.

    3. Оториноларингологическое обследование. Проводилось на предмет выявления острой и обострения хронической ЛОР-патологии в силу актуальности и широкой распространенности ЛОР-заболеваний в Архангельском регионе.

    Математическая обработка данных проводилась с помощью критерия Манна-Уитни и углового преобразования Фишера (Сидоренко Е.В., 2004).

    Результаты и их обсуждение

    Фармацевтический рынок России изобилует разнообразными поливитаминными препаратами в сочетании с минералами и микроэлементами (к сожалению, в основном зарубежного производства). Некоторые из них ориентированы на те или иные возрастные группы, особенности патологических состояний (пожилые, лица, страдающие кардиоваскулярными, неврологическими заболеваниями, болезнями органов зрения и т. д.). Однако реестр сбалансированных поливитаминно-минеральных комплексов, ориентированных на детей дошкольного возраста весьма ограничен. В то же время данный период жизни ребенка (3–7 лет) существенен в плане подготовки детей к предстоящим когнитивным, психологическим и физическим нагрузкам в школьных образовательных учреждениях. В этой связи представляется актуальным научное исследование и обоснование возможности курсового профилактического применения сбалансированных витаминно-минеральных комплексов у детей дошкольного возраста в рамках подготовки к школьному периоду.

    У врачей-педиатров и родителей зачастую возникает закономерный вопрос: в пользу какого поливитаминного препарата сделать выбор? Нередко число ингредиентов, входящих в состав таких препаратов, исчисляется десятками. Казалось бы, ничего плохого в этом нет: врач избавлен от лишних прописей, и ребенку удобно – не нужно принимать несколько препаратов. Однако взаимодействие витаминов, минеральных солей, металлов и микроэлементов как между собой, так и в организме еще недостаточно изучено. Поэтому ряд зарубежных и отечественных ученых, в частности, проф. Н.А. Коровина, предостерегают от излишнего назначения поливитаминных препаратов в сочетании с микроэлементами и минералами [2]. Взаимодействия между витаминами и минералами возникают как на химическом, так и на физиологическом уровнях. Поэтому нельзя попросту смешивать ингредиенты поливитаминного препарата, благодаря химическим реакциям некоторые из них могут перейти в неактивные формы. В результате реальное количество витаминов или микроэлементов в таком комплексе может оказаться гораздо меньше заявленного, хотя в процессе производства и стараются ограничить прямые контакты входящих в препарат ингредиентов. Учет названных фармацевтических особенностей представляется крайне необходимым и важным при клинико-фармакологическом выборе витаминно-минерального комплекса. Одним из таких является оригинальный отечественный витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Детский сад – сбалансированный и оптимально адаптированный для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Состав и дозировка АЛФАВИТА Детский сад разработаны ГУ НИИ питания РАМН с учетом физиологической потребности детского организма в витаминах и минеральных веществах и с учетом фармацевтического взаимодействия между витаминами и минералами, что, безусловно, повышает фармакодинамическую эффективность [5]. Витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Детский сад предназначен для профилактики гиповитаминозных состояний и недостатка минеральных веществ; в качестве средства, обеспечивающего гармоничное нервно-психическое развитие при подготовке ребенка к школьному периоду, для обеспечения адекватного роста и развития детей дошкольного возраста. Известно, что витамины играют немаловажную роль в развитии высших психических функций ребенка [3]. Так, витамин B1 (тиамин) играет важную роль в углеводном, белковом и жировом обмене и является необходимым элементом нервной регуляции. Витамин B6 (пиридоксин) необходим для нормального функционирования нервной системы. Витамин В5 (пантотеновая кислота) играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов. Витамин B12 (цианокобаламин) необходим для нормализации функций нервной деятельности, кроветворения. Предполагается, что биотин, являясь одним из самых сильных витаминов-катализаторов, оказывает регулирующее влияние на нервное функционирование. Гормоны щитовидной железы, основу которых составляет йод, выполняют жизненно важные функции: обеспечивают рост, физическое и интеллектуально-когнитивное развитие ребенка. Хром способствует структурной целостности молекул нуклеиновых кислот, способствует выведению из организма токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов, участвует в кровоснабжении головного мозга.

    В связи с вышеизложенным проведено клиническое исследование сбалансированного витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад и референтного препарата «Х» на развитие нервно-психических процессов у детей дошкольного возраста.

    Психолого-педагогическое исследование

    В ходе изучения познавательных процессов у детей до приема витаминных препаратов были выявлены некоторые отличия детей основной группы (АЛФАВИТ Детский сад) от группы сравнения (препарат «Х») по ряду субтестов методики Е.А. Стребелевой, а именно: «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок», отражающим уровень наглядно-образного мышления. Баллы по данным субтестам у детей основной группы несколько превышали результаты значений у детей группы сравнения. Однако при статистической обработке данных разница в уровне развития наглядно-образного мышления детей этих групп не была достоверной (р < 0,003).

    При изучении познавательных процессов у детей после курсового приема тестируемых витаминно-минеральных комплексов была выявлена тенденция увеличения количества правильных ответов по ряду субтестов как у детей основной группы, так и в группе сравнения, а именно – по субтестам: «Найди время года», «Дорисуй», «Счет». При этом баллы по данным шкалам у детей основной группы на 14 % превышали результаты значений у детей группы сравнения, при этом разница в уровне развития познавательных процессов является достоверной (p<0,001).

    При оценке динамики развития познавательных процессов в каждой группе выявилось, что число детей в основной группе (АЛФАВИТ Детский сад) до приема витаминных препаратов, справившихся с субтестами «Времена года», «Группировка картинок по способу действия», «Дорисуй», отражающих уровень наглядно-образного мышления, было значительно меньше, чем их число после приема витаминных препаратов (p < 0,005). Позитивная динамика развития когнитивных функций детей в основной группе на фоне приема АЛФАВИТ Детский сад составила 61 %, что в полной мере соответствует фармакодинамической направленности исследуемого витаминно-минерального комплекса. По остальным шкалам существенных различий не отмечено. Число детей в группе сравнения (препарат «Х») до приема витаминных препаратов, справившихся с заданиями субтестов: «Включение в ряд», «Лесенка», «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Счет», «Времена года», «Дорисуй» было несколько меньше (40 %) числа детей этой же группы в период после приема витаминных препаратов (p < 0,003).

    С учетом того, что общее количество детей в основной группе (АЛФАВИТ Детский сад), полностью справившихся с заданиями, в период до приема витаминно-минерального комплекса составляло 26 % и через четыре месяца регулярного приема увеличилось до 87 % (на 61 %), а в группе сравнения (препарат «Х») изначально составляло 30 % и увеличилось до 70 % (на 40 %), можно предположить, что стимулирующими факторами, повлиявшими на уровень развития познавательных процессов, явились принимаемые детьми сбалансированные витаминно-минеральные комплексы и выполнение развивающих программ, связанных с подготовкой детей к поступлению в школу.

    Неврологическое обследование

    Проведен анализ жалоб родителей, на основании которого представляется целесообразным отметить, что в группе детей после приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад уменьшилось количество жалоб на нарушения речи (на 68 %), также уменьшилось количество сомнических расстройств (на 74 %) и незначительно снизилось количество жалоб на головные боли (на 20 %). При динамическом неврологическом осмотре выявлена тенденция увеличения количества детей с улучшением моторной ловкости, походки, мимики, уменьшения девиации языка, уменьшилось количество детей с вегетативными нарушениями (гипергидроз, сосудистые реакции). Как видно, доминируют позитивные изменения в динамике неврологического статуса детей, существенными из которых являются редукция речевых и сомнических расстройств, что особенно важно в аспекте подготовки детей к школьному периоду.

    В группе детей, принимавших препарат «Х», также уменьшилась частота жалоб на головные боли, нарушения сна, снизилась избыточная подвижность детей, однако без изменений остались жалобы на нарушения речи, неусидчивость, невнимательность и раздражительность детей.

    Оториноларингологическое обследование

    До начала применения исследуемых препаратов различий в уровнях распространенности отдельных нозологических форм в исследуемых группах не было (при уровне статистической значимости р < 0,05 по t-критерию Стьюдента). В целом же распространенность заболеваний была выше в основной группе – дети, которые будут принимать препарат АЛФАВИТ Детский сад (1289,6 ‰ и 1025,6 ‰, соответственно, р < 0,005). При повторном обследовании выявлено снижение распространенности заболеваний в обеих группах, при этом в обеих группах снижение достоверно: в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад) – на 17,2 %, в контрольной (препарат «Х») – на 9,1 %, р < 0,005. После витаминотерапии в основной группе сохранился более высокий уровень распространенности заболеваний, чем в контрольной группе (1068,2 ‰ и 931,8 ‰, соответственно, р < 0,05). Снижение распространенности заболеваний произошло в основном за счет уменьшения частоты заболеваний среднего уха (экссудативного среднего отита в двух его стадиях течения – катаральной, секреторной). Уменьшение частоты экссудативного отита произошло в обеих группах: в основной (АЛФАВИТ Детский сад) – на 71,2 %, в контрольной (препарат «Х») – 49,4 %, но статистически значимо (р < 0,05) снижение только в основной группе. По остальным нозологическим формам изменения незначительны и статистически незначимы.

    Снижение частоты экссудативного отита вполне логично объясняется, исходя из патогенеза этого заболевания, в основе которого лежит дисфункция слуховой трубы. Последняя возникает по многим причинам. Основными для данного возраста можно назвать следующие: механическая обструкция глоточного устья аденоидами, а также частые респираторные заболевания, при которых не успевает восстанавливаться мукоцилиарный транспорт слуховых труб. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями приводит, во-первых, к уменьшению объема глоточной миндалины, а во-вторых, способствует восстановлению мукоцилиарного транспорта слуховых труб, что обусловливает нормальное их функционирование и уменьшение частоты экссудативного отита. Ожидать же снижения уровня других заболеваний за проведенный период исследования не следовало, что и подтверждают результаты статистической обработки данных. Можно было предполагать, что произойдет уменьшение распространенности таких заболеваний, как гипертрофия аденоидных и небных миндалин, хронического тонзиллита, т. к. в основе их патогенеза лежит хроническое воспаление (наряду с другими механизмами), обусловленное контаминацией слизистой оболочки глотки вирусами и бактериями. Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад, несомненно, приводит к усилению локального и общего иммунитета, нормализации микробиоценоза глотки, но формирование данных заболеваний имеет более длительный период, чем срок проведенной витаминотерапии. Важно отметить, что после применения поливитаминного препарата АЛФАВИТ Детский сад отмечено значительное снижение доли детей с гипертрофией аденоидных миндалин II степени (со 100 % до 33,3 %).

    Таким образом, профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ Детский сад способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов у детей дошкольного возраста, но следует признать, что профилактика хронических заболеваний уха, горла и носа требует комплексных, продолжительных (с первых дней посещения детского сада), систематических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.

    Профили безопасности (переносимости)

    В педиатрической практике при подборе поливитаминных комплексов неизменно встает вопрос о переносимости препарата, минимизации возможности развития аллергических реакций у детей. В этой связи нами изучен профиль безопасности тестируемых витаминно-минеральных комплексов. При курсовом приеме препарата АЛФАВИТ Детский сад отмечено 2 случая возникновения аллергического дерматоза, препарата «Х» – 1 случай, в связи с чем прием препаратов у этих детей был прекращен. Других побочных эффектов на протяжении всего курса приема изучаемых препаратов отмечено не было.

    Выводы

    • Курсовое применение комплекса АЛФАВИТ Детский сад достоверно повышает уровень развития познавательных процессов у детей. В сравнительном аспекте применение комплекса АЛФАВИТ Детский сад не уступает, а по большинству тестов превосходит клиническую эффективность референтного препарата «Х».
    • Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад приводит к улучшению неврологического статуса детей в виде уменьшения жалоб на утомляемость, головные боли, нарушения речи, что, по-видимому, обусловлено улучшением витаминно-минерального статуса детского организма в зимне-весенний период.
    • Профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ Детский сад достоверно способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов, поэтому особенно актуальным представляется проведение профилактических курсов комплексом АЛФАВИТ Детский сад в зимне-весенний период, т. к. это приводит к достоверному снижению частоты обострения хронической ЛОР-патологии у детей.
    • Длительное (4-месячное) применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад характеризуется благоприятным профилем безопасности (переносимости).

    Заключение

    Длительное профилактическое курсовое (4-месячное) применение сбалансированного витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Детский сад характеризуется объективным улучшением показателей познавательных функций у детей дошкольного возраста, снижением частоты оториноларингологической патологии, позитивными изменениями общеневрологического статуса детей и благоприятным профилем безопасности (переносимости), что позволяет рекомендовать его курсовое применение (по схеме: 3-месячный курсовой прием, перерыв в 1 месяц с последующим повторным 3-месячным курсом) в рамках комплексной медико-профилактической подготовки детей к школьному периоду.

    Список литературы

    1. Клинико-фармакологические аспекты применения витаминно-минеральных комплексов у женщин в период беременности. – М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. – 80 с.
    2. Коровина, Н.А. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции (рук-во для практикующих врачей) / Н.А. Коровина, И.Н. Захарова, А.Л. Заплатников, Е.Г. Обыночная. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 100 с.
    3. Лекции по педиатрии. Том 7. Диетология и нутрициология / под ред. В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Ю.Г. Мухиной // РГМУ. – Москва, 2007. – 400 с.
    4. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2007. – 176 с.
    5. Тутельян, В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека / В.А. Тутельян, В.Б. Спиричев, Б.П. Суханов, В.А. Кудашева. – Москва, 2002.


    [1] Состав референтного витаминно-минерального комплекса (однотаблеточного): витамин А – 400 мкг, витамин D – 10 мкг, витамин Е – 5 мг, витамин В1 – 0,7 мг, витамин В2 – 0,8 мг, витамин В6 – 0,9 мг, витамин В12 – 1 мкг, никотинамид – 9 мг, пантотеновая кислота – 3 мг, фолиевая кислота – 20 мкг, витамин С – 40 мг, железо – 10 мг, цинк – 5 мг, медь – 1 мг, марганец – 1 мг, хром – 20 мкг, селен – 25 мкг, йод – 70 мкг


    Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее

    Принять
    БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
    С информацией ознакомлен(а), скрыть